Мы-юные граждане Республики Беларусь

Актуальность вопроса формирования национального сознания у детей дошкольного возраста.

2024

 

Актуальность вопроса формирования национального сознания                              

 у детей дошкольного возраста.

    Будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения: его ценностных ориентиров, мышления и поведения. Особое значение в воспитании детей придается воспитанию чувства патриотизма, личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет чувство личной ответственности за судьбу Родины. Любовь к ней формируется постепенно в процессе накапливания знаний об общественной жизни, труде людей во благо государства, природе, народных традициях.

Чтобы понять душу белорусов, через историю, культуру своих земляков, приобщить детей к общечеловеческим ценностям, необходимо знать свои корни, свое прошлое и настоящее.

Важно приобщать ребенка к культуре своего народа, поскольку обращение к прошлому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Устное народное творчество – загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки – воспитывают в человеке чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. Устное народное творчество как ценнейший языковой материал должно широко использоваться в обучении и воспитании детей.

Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Патриотизм должен прививаться в семье, в дошкольном учреждении, т.к. именно в дошкольном возрасте начинает формироваться мировоззрение человека.

Без знания родного языка, истории, культуры, традиций своего народа, нет патриота своей Родины.

«Кто я? Откуда?» - рано или поздно дети задают эти вопросы, и на них нужно отвечать. Но получается иногда так, что мы сами взрослые, мало что знаем о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о более далеких родственниках. Многие из нас не знают народных песен, сказок, танцев, пословиц, поговорок, загадок, игр.

Что мы можем передать в духовное наследие детям? Как будут сохраняться лучшие традиции и обряды?

Эти вопросы задают и ищут на них ответы и родители, и педагоги. Сегодня многие ученые, практики единодушны в том, что необходимо возвращаться к народной педагогике, к национальным традициям, общечеловеческой культуре. Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания патриотизма.

Важно, чтобы педагоги и родители знали народные праздники, обряды, традиции, игры. Владели родным языком и использовали в своей работе разнообразный белорусский фольклор.

свернуть

Святы і абрады беларусаў

2024
Абрады -- сукупнасць традыцыйных умоўных дзеянняў
развернуть

Абрады -- сукупнасць традыцыйных умоўных дзеянняў, што сімвалічна выражаюць і замацоўваюць адносіны людзей да прыроды і паміж сабой, іх паводзены ў важных жыццёвых сітуацыях, якія сістэматычна паўтараюцца. Абрады — састаўная частка традыцыйна- бытавой культуры народа. Утрымліваюць у сабе элементы песеннага, харэаграфічнага, драматычнага, дэкаратыўна-прыкладнога мастацтва. Зарадзіліся ў першабытным грамадстве, калі людзі імкнуліся заклінаннямі ўздзейнічаць на незразумелыя з’явы прыроды.
Абрады былі звязаны з гаспадарчай дзейнасцю, бытавымі ўмовамі, грамадскімі адносінамі і падзяляліся на каляндарна-вытворчыя (земляробчыя, паляўнічыя, жывёла гадоўчыя, рыбалоўныя), сямейна-бытавыя (вясельныя, радзіныя, пахавальныя), грамадскія і царкоўныя.

Большасць беларускіх абрадаў старажытнага паходжання ўзніклі на агульнай усходне-славянскай глебе. Старажытная абраднасць ляжыць у аснове калядавання, масленіцы, шчадравання, абрадаў купальскай ночы і інш. Многія абрады звязаны з культам продкаў (дзяды, радаўніца), расліннасці.

Асаблівасць беларускіх абрадаў — перапляценне ў іх аграрна-бытавых, язычніцкіх і хрысціянскіх элементаў. Царква імкнулася забараніць народныя абрады або прыстасаваць іх да патрэб рэлігійнага культу, асобным абрадам вяселля, радзін, пахавання і інш.. Надаць рэлігійны змест. Абрады ў аснове сваёй захавалі народную спецыфіку і нацыянальны каларыт, суправаджаемыя песнямі, танцамі, замовамі, карагодамі, пераапрананнямі (каза, жораў, дзед і інш.). У іх прысутнічаюць элементы тэатральнага дзеяння. 3 імі звязана сялянска-абрадавая паэзія.

3 цягам часу абрады страцілі першапачатковае значэнне, роля рэлігійных элементаў у іх паступова змяншалася, яны пераходзілі ў разрад гульняў, святочных забаў і захоўваліся пераважна ў вёсцы.

Абрады зямельныя. Цыкал замацованных звычаямі ўмоўных сімвалічных дзеянняў, звязаных з працоўным годам земляроба. Узніклі ў першабытнам грамадстве ў перыяд развіцця земляробства. У сувязі з пастаяннай паўторнасцю сельскагаспадарчых работ і прыстасованасцю іх да пэўных дат або перыядаў земляробчыя абрады прынята называць каляндарнымі. Падзяляюцца на зімовыя — звязаны са святкаваннем каляд, масленіцы, грамніц; вясновыя — гуканне вясны, першы выхад у поле; летнія — звязаны са святкаваннем купалля, зажынак, дажынак; восеньскія — са святкаваннем спаса, багача, пакроваў. Яны напоўнены песнямі, танцамі, шуткамі. Народныя традыцыі надавалі ім сваеасаблівы каларыт і нацыянальную спецывіку.

Многія элементы ў земляробчых абрадах страцілі ранейшае значэнне, бо менш звязаны з вытворчымі працэсамі, элементы міфалогіі ператварыліся ў сімвалы, характэрныя для гульняў. Новы змест і новае афармленне набылі традыцыйныя народныя абрады пачатку і заканчэння веснавых палявых работ. На змену традыцыйнай масленіцы прыйшлі Свята зімы, Праводзіны зімы.

Святы - сукупнасць звычаяў і абрадаў. Узніклі ў першабытнам грамадстве. Былі звязаны з каляндарным (гуканне выясны, грамніцы) ці зямельнымі цыкламі. Падзяляюцца на рэлігійныя, сінкрэтычныя і безрэлігійныя. Рэлігійныя святы — царкоўныя, у прыватрасці хрысціянскія (раство Хрыстова). Сінкрэтычнымі святамі (мелі рэлігійныя і безрэлігійныя элементы) былі традыцыйныя каляндарная народныя святы (каляды, масленіца, купалле і інш.). Да безрэлігійнай часткі народных свят належылі шматлікія гульні, асабліва на каляды, масленіцу, купалле. У час народных свят спявалі народна-каляндарныя і сямейныя песні, выконвалі творы народнай харэаграфіі. У народна-каляндарных святах, асабліва ў калядах, ёсць элемент Народнага тэатра, а рэлігійныя элементы звязаны са старажытна абрадавымі дзеяннямі. Значная частка рэлігійных элементаў з’явілася пад уплывам царквы, якая да народных свят прымыкоўвала хрысціянскія (да каляд раство Хрыстова, да валачобнага свята — Вялікдзень, да купалля — свята Іаана Прадцеча). У другой палове 19 ст.- пачатку 20 ст. роля рэлігійных элементаў у народных святах паступова змяншалася. Некаторыя з іх, асабліва старыя абрадавыя дзеянні, сталі безрэлігійнымі тэатралізаванымі дзеяннямі, святочнай забавай.

Стрэчанне ці грамніцы — гуканне вясны. Гэтае свята ўвабрала ў сябе вобраз зімы і лета ў песенных гуртах, якія спрачаюцца паміж сабой песнямі.

Масленка. Святкуецца на восьмы дзень перад Вялікаднем. Гэта свята пачыналіся запускі, якія заканчвалі калядны мясаед.

Гуканне вясны. Гэтае свята характэрна для Усходней Беларусі. Як і масленкавыя абрады песні і карагоды адбываліся на горках, бо так было бліжэй да неба. Кульмінацыя гэтага свята дасягалася 7 красавіка, калі адбываліся непасрэдна рытуальныя дзеянні і працягваліся да таго моманту, як узаруць поле.

Саракі. Свята прыпадае на 22 сакавіка. Яно адзначае дзень веснавого раўнадзенства. 3 гэтым святам канчаткова прыходзіць вясна.

Камаедзіца. Гэтае свята прыйшло з глыбокай старажытнасці. Адзначаецца перад Звесткаваннем. На гэта свята пакланяліся мядзведзю.

Вялікдзень. Гэтае свята лічыцца найвялікшым каляндарным святам. Яно складае выключную адметнасць, самабытнасць беларускага абрадава-святочнага каляндара.На гэта свята сутракалі Новы Год па сонечнаму календару. Святкавалася ў дзень вяснавога раўнадзенства. Потым стала перасоўным ад 4 красавіка да 8 мая. Апошняя нядзеля перад святам была Вербная нядзеля. У царкву заносілі галінкі вярбы, якія асвяшчалі святой вадой. Потым прынасілі дамоў і з’ядалі па аднаму пухірку, каб абараніцца ад маланкі, а рэшткі вярбы захоўвалі да наступнай Вербніцы.

Наўскі Вялікдзнь. Адзначаўся ў чысты чацвер, як частка агульнакаляндарнай традыцыі ўшанавання дзядоў. Гэтае свята больш вядома пад назвай Радаўніца свята ўшанавання памерлых.

Юр’я. Свята адзначалася 5 траўня. На ім ушаноўвалі сімвал парадку, вясны, росквіту прыроды. На лузе дзяўчаты выбіралі самую прыгожую, апраналі яе русалкай і надзявалі ёй вянок, вадзілі вакол яе карагоды і спявалі. На гэтае свята існуе шмат прыказак, прыкмет. Вось адна з іх:» Як дождж на Юр’я, то будзе хлеб у дурня.»

Зялёныя святкі. Свята найвышейшага росквіту прыроды. Вядома пад назвай Сёмухі, Тройцы. Святкуецца гэтае свята на семым і восьмым тыдні пасля Вялікадня. Гэтае свята з’яўляецца гімнам маці-прыродзе.

Купалле. Святкуецца з 6 на 7 ліпеня. Гэтае свята насычана прыгожымі язычніцкімі звычаямі і святкуецца ў гонар летняга сонца звароту. Сутнасць гэтага свята засталася некранутай да нашых дзён. Увасабленнем былі ачышчальныя вогнішчы, ачалавечаны вобраз жанчыны Купалы і нават яго дочкі.

Жніво. Гэтае свята з’яўляецца самым працяглым комплексам рытуалаў. Пачынала святкавацца ад 12 ліпеня да 27 верасня. Жніўныя абрады складалі аснову самай цяжкай працоўнай дзеі.

Пакровы. Адзначалісы ад 14 кастрычніка да 27 кастрычніка. На гэтае свята размярковываліся дні паміж дзяўчатамі, а 27 кастрычніка па надвор’ю меркавалі аб характары будучай жонкі, і называлі гэты час Дзівочым летам. На гэтае свята ў прыродзе адбываўся пераломны момант ад лета да зімы. «Прыйшла Пакрова і пытае, ці да зімы гатова.» Пачынаючы з гэтага свята, моладзь пачынала збірацца на вячоркі, а хатнія справы спраўляліся з песнямі.

Дзяды. Кожны дзень тыдня меў сваё значэнне. Так субота мела быць днём ушанавання дзядоў, усіх памерлых. У гэты дзень кожны павінен быў успомніць лепшыя рысы прашчураў, аддаць ім належную павагу.

Зімовыя святкі. Пачыналіся посля постнай куцці (6 студзеня) і завяршаліся да Вадахрышча (19 студзеня). На гэтае свята адбываліся сапраўдныя тэатралізаваныя беларускія народныя карнавалы.Пачыналіся зімовыя святкі з Каляд (7 студзеня), якія былі ў гонар зімоваго сонцазвароту і каляднага месаеду пасля Піліпаўскага посту. На гэты язычніцкі абрад наслаівалася хрысціянскае свята нараджэнне Хрыстова- свята Раства. Неад’емным рытуалам з’яўляецца ўшанаванне продкаў-дзядоў. Гэтаму прысвячалі тры ўрачыста-шанавальныя куцці: перадкалядная посная, багатая- шчодрая і вадзяная. Гэтая дзея цягнулася ад 25 снежня да 2 студзеня.

свернуть

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольника».

2024

 

Консультация для родителей

                  «Патриотическое воспитание дошкольника».

 

Первые чувства патриотизма возникают у ребёнка уже  в дошкольном возрасте. Дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания. На современном этапе воспитание будущего гражданина, патриота своей страны, становится очень актуальным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о родном городе или селе, в которой они живут; воспитывать чувство гордости за свою родину. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.                 

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном поселке, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, детский фольклор, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей. Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение. Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать что – то новое о малой или большой Родине, других странах. Дети обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации воспитателям в детских садах и родителям стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами. Так посещение музеев откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта родной земли. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

                       Рекомендации для родителей:

* Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него — родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

* Обращайте внимание ребенка на красоту родного поселка.

* Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

* Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

* Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

* Расширяйте собственный кругозор.

* Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

* Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа. * Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

свернуть

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

2024
Школа Передового Мастерства для педагогов Ленинского района г.Бреста.
развернуть

      IMG-3268490b60a983b8d11b2aa742ad7160-V 2IMG-fcd6eb5c4bb6b2333457689c5c1cf480-V 1IMG-2ec5c9bce9151d6b948a5c83158e9c8a-V 1 

Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании задачей воспитания в учреждениях образования является «формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии». В соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь в современных социокультурных условиях одним из основных составляющих воспитательного процесса является гражданское и патриотическое воспитание как стратегический ресурс развития общества и государства в целом.

Формирование у воспитанников ценностного отношения к Беларуси в специально организованной деятельности

 

С детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить свою Родину, знать родной язык, интересоваться культурой, историей своего народа.

         Для детей доступными и интересными являются такие жанры народного творчества, как колыбельные, сказки, легенды, пословицы и поговорки, загадки, песни, танцы. Все эти жанры поэтического творчества выполняют важную морально-воспитательную функцию.

С самого раннего детства необходимо знакомить детей с доступными по содержанию сказками, постепенно усложняя содержание, а затем приобщать детей к самостоятельному созданию сказок, к развитию фантазии, выдумки. Пробуждать интерес детей к своему родоводу, к семье, воспитывать чувство гордости за трудовые и творческие поступки старших поколений, формировать чувство уважения к родному дому, к своему роду.

Особую эффективность в воспитательной работе по приобщению детей к национальной белорусской культуре приобретает включение детей в значимые для них виды деятельности. Создание необходимых условий организации национально-патриотического воспитания дошкольников предусматривает использование комплекса форм, методов и средств, направленных на формирование гражданственности.

Основные формы и методы, используемые  по приобщению детей к народным традициям:

  • специально-организованные занятия по ознакомлению с народным искусством (например “Народныя майстры Беларусі”, “Знаёмства з працай ганчара” и др.);
  • создание музейных экспозиций;
  • экскурсии в музей, на выставки, а так же выставки, организованнные в детском саду;
  • ЗНАКОМСТВО с народными умельцами ;
  • праздники и развлечения;
  • рассматривание иллюстраций к белорусским народным сказкам, изделий декоративно-прикладного искусства, ремесленных изделий;
  • дидактические и сюжетно – ролевые игры (“Упрыгожым ляльцы хату да свята”);
  • чтение произведений и инсценировки;
  • прослушивание белорусских мелодий, исполнение песен, народных танцев) и др.

Выше перечисленные формы и методы реализуются через разнообразные виды деятельности детей в  учреждении дошкольного образования.

Педагогами могут организовываться тематические выставки, цель которых – познакомить детей с элементами белорусской культуры и др. Названия выставки могут быть разными. Важно, чтобы экспонаты соответствовали теме выставки, санитарным нормам, правилам эстетики, действительности и специфики возрастного восприятия.

Например:

Название выставки

Примерные экспонаты

“Жилище белорусов”

Макеты и фотографии домов и хозяйственных построек в разные периоды развития общества, мебель, элементы убранства дома (полотенца, скатерть, ковры, покрывала и т.д.), старинная утварь (ухваты, глиняную и чугунную посуду, ручные мельницы и др.)

“Народное искусство”

Предметы быта с символикой и орнаментом, изделия народных мастеров (вышивка, лозоплетение, соломоплетение), глиняные и деревянные игрушки и др.

«Национальная одежда»

Комплекты традиционного костюма, образцы тканых узоров, украшения, обувь, фотографии населения в народном и современном костюме.

Особенности работы педагога дошкольного учреждения по приобщению детей к национальной культуре через народные праздники и обряды.

Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский – в частности, принято определять как явление эстетико-социальное, интегрированное и комплексное. Одно только слово «праздник» заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие и светлые воспоминания. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем.

Особое значение в решении этих задач имеют народные праздники и обряды.

Почти каждый из нас еще с детства знает такие праздники, как Каляды,  Масленицу, Гуканне вясны, Купалле др. Народные праздники и обряды белорусов выразительно подчинены годовому обороту Земли вокруг Солнца, когда последнее дает весенний расцвет природе и замораживает его надолго осенью. Планирование работы педагога по приобщению детей к национальной белорусской культуре через использование народных праздников и обрядов можно подчинить народному календарю.

Особенности работы педагога дошкольного образования по формированию национального самосознания посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством

Народное искусство нашей страны очень разнообразно: игрушки из дерева, глины, соломки, льна, глиняная и плетёная посуда, предметы вышивки, ткачества, разноцветный рельефный кафель, Слуцкие пояса, вытинанка. Белорусское народное искусство развивалось в основном в двух направлениях: как домашнее ремесло и в виде различных художественных промыслов. Белорусский народ охотно украшал своё жилище разнообразными постилками, дорожками, ковриками, полотенцами. Эти изделия хранили тепло человеческих рук, любовь, с которой они изготавливались. В них отражалась окружающая природа со всем её разнообразием форм, цветов.

Резьбой по дереву украшали различные предметы обихода - прялки, наличники, ставни, коньки, крыши, иконостасы.

В настоящее время особый интерес вызывает искусство вытинанки, которое открывает широкие возможности для успешного решения воспитательных задач. Вытинанка является одним из самых доступных и близких для детей дошкольного возраста, так как используется простой материал и оборудование.

Дети проявляют искренний, никем не навязанный интерес к предметам народного искусства, в которых их привлекает яркость цвета, затейливость узора, обобщённость формы. Именно народное искусство может стать средством приобщения дошкольников к народным эстетическим традициям.

Большое место в жизни ребёнка занимают игры. Это основная форма их деятельности, содержание жизни. В играх дети крепнут физически, духовно, учатся понимать окружающий мир, действовать в коллективе. Игра создаёт благоприятные возможности для удовлетворения и развития потребности ребёнка в самоутверждении, для формирования такого важного образования личности, как самооценка.

Игры белорусского народа очень тесно связаны с бытом, трудовой деятельностью людей, природой, которая их окружает.

Отличительной особенностью народных игр является их образность, которая пробуждает фантазию детей. В большинстве случаев беларусские народные игры - это игры подвижные. Одни из них имеют определённые нормы, словесное оформление, что делает их драматизированным действом. Другие – со строгим распределнием ролей каждого участника, в которых слова являются сигналом к некому действию. Есть игры-хороводы с сочетанием мелодии, слов, движений, что содействует воспитанию интереса к белорусскому народному творчеству, к родному языку.

Белорусские народные игры могут использоваться во время утренней гимнастики, физкультурных занятий, во время физкультурной паузы, а так же в самостоятельной деятельности детей. Выбор игры зависит от педагогической задачи, поставленной воспитателем, а так же физической подготовленности детей, состояния их здоровья. При объяснении игры воспитатель рассказывает её содержание,объясняет смысл многих слов, которые встречаются впервые (это не только обогатит словарный запас воспитанников, но и будет содействовать их общему развитию); показывает, как необходимо исполнять те или иные действия. Потом при помощи вопросов предлагает детям повторить правила игры, чтобы убедиться, что они правильно поняли её содержание, помочь детям понять характерные черты каждого героя, те обстоятельства, в которых они действуют.

Перечень белорусских фольклорных игр, рекомендуемых

учебной программой дошкольного образования

Группа

Фольклорные игры

Первая  младшая

“Маша”, “Дожджык”

Вторая младшая, средняя группа

“Кот Васька”, “У вераб’я”, “Ваўкі і авечкі”, “Кот і мышы”, “Гусі”, “Дзед мароз”

Старшая группа

“Жабка”, “Каля млына”, “Журавель”, “Казёл”, “Чараўнік”, “Да дзеда ў госці”, “У садочку”

Предлагаю вашему вниманию перечень сезонных внеобрядовых народных игр, которые могут быть использованы в работе:

Восеньскія гульні і карагоды: “Млын” (гульня), “Пячэнне хлеба” (гульня – карагод); “Яблынька” (гульня – карагод), “Гусі” (гульня) “Лянок” (гульня карагод).

Зімовыя гульні: “Каляда” (гульня), “Каза” (гульня), “Казёл” (гульня), “Мядзведзь (гульня), “У мядзведзя на бару” (гульня), “Журавель” (гульня), “Апанас” (гульня), “Халімон” (гульня), “Чорны баран” (гульня).

Веснавыя гульні і карагоды: “Селезня вадзіць” (гульня – карагод), “Явар” (гульня – карагод), “На росу” (гульня – карагод), “Жыта” (гульня – карагод), “Хустачка” (гульня – карагод), “Залатыя варата” (гульня – карагод).

Летнія гульні: “Купалінка” (гульня), “Ведзьма” (гульня), “Вогнішча” (гульня), “у коней” (гульня), “Гарэлыш” (гульня), “Бабёр” (гульня), “Ямачкі” (гульня).

Большую роль по приобщению дошкольников к национальной культуре играют дидактические игры по краеведению. Педагог может использовать для этой цели самодельные игрушки, различные лото, изготовленные с детьми, старинную утварь местного производства, открытки, разрезанные на пазлы.

Примерные дидактические игры

“Найди половинку”

Программное содержание: познакомить детей с белорусской игрушкой; ввести в активный слова белорусские слова; развивать наблюдательность, память, усидчивость.

Материал: набор открыток как образец; набор таких же открыток, разрезнный на пазлы.

Ход игры:

Детям предлагается рассмотреть открытки с изображением белорусских народных игрушек. Затем воспитатель предлагает ребятам разрезанные на части открытки. Из них необходимо собрать картинку (игрушку).

“Назва вырабу”

Праграмны змест: замацаваць веды дзяцей аб назвах беларускіх ганчароў, па сілуэту вызначыць, як называецца рэч і дзе яна ўжываецца.

Ход гульні.

Хто правільна адгадае назву, той атрымлівае фішку. Пераможцам з’яўляецца той, хто больш за усіх атрымае фишак.

“Цудатворная крынічка роднай мовы”

Праграмны змест: авалодваць багаццем роднай мовы; развіваць моўныя здольнасці, атрымліваць першапачатковыя навыкі размовы на беларускай мове; фарміраваць у дзяцей устойлівую цікавасць і станоўчыя адносіны да беларускай мовы, жаданне авалодаць беларускай мовай праз знаёмства з беларускім фальклорам – забаўлянкамі, казкамі, песенькамі, лічылкамі.

Ход гульні:

У гульні могуць удзельнічаць 5-6 чалавек. Перад дзецьмі кладзецца поле для гульні з 5 сектарами, фішкі, кубік. Дзеці кідаюць кубік і рухаюць фішкі па полю, пры гэтым пераадольваючы цяжкасці (заданні выхавацеля), якія сустракаюцца ім на сектарах. Хто не справіўся з заданнем – прапускае ход. Пераможцам з’яўляецца той, хто першым дойдзе да фініша.

«Бабушкин сундучок».

Программное содержание: придумать проект и оформить домик куклы Алеси.

Оборудование и материалы: комната куклы Алеси, сундучок с бабушкиными изделиями, старинная утварь местного производства.

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребятам стать дизайнерами по интерьеру и украсить комнату для куклы Алеси так, чтобы она была уютной и красивой. При этом обращается внимание детей на то, что жители Беларуси использовали для украшения жилищ различные ткани собственного изготовления, вышивки, изделия из глины и лозы. Они знали секреты украшения жилищ и бережно передавали их из поколения в поколение. Эти тайны до сих пор живут в бабушкином сундучке. Воспитатель предлагает детям заглянуть в сундучок и выбрать предметы, которые могут украсить комнату куклы Алеси. Дошкольники предлагают свои варианты оформления помещения, украшают домик вышитыми полотенцами, скатертями, домоткаными дорожками, расставляют кухонную утварь и расписную посуду.

Итог: комната стала красивой, и сделать её такой помогли секреты бабушкиного сундучка. Теперь Алеся с удовольствием пригласит к себе гостей (можно продолжить).

Каждая игра влияет на воспитание разума, характера, воли ребёнка, развивает его моральные качества, укрепляет физически, создаёт определённое духовное настроение, интерес к народному творчеству. В том числе белорусские народные обрядовые игры, дидактические игры, которые приобщают дошкольника к расширению своих познавательных способностей в овладении белорусским языком, создают возможности познать историю, обряды и традиции родного края.

 

Список использованных источников:

  1. Учебная программа дошкольного образования, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь 15.08.2019 № 138
  2. Серия учебных наглядных пособий «Страницы родной земли»:
  3. Гракова, К.Г. Твоя столица: заводы и фабрики Минска: учеб. наглядное пособие для педагогов учреждений дошк. образования / К.Г. Гракова. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 15 с.: 26 с. ил.
  4. Евдокимова, Н.Н. Твоя столица: театры Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н.Н. Евдокимова. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 15 с.: 27 с. ил.
  5. Горелова, Л.А. Твоя столица: стадионы и спортплощадки Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.А. Горелова. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 22 с.: 26 с. ил.
  6. Петрикевич, А.А. Твоя столица: парки и скверы Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.А. Петрикевич. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 14 с.: 27 с. ил.
  7. Давидович, Е.Б. Твоя столица: архитектура Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.Б. Давидович. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 14 с.: 25 с. ил.
  8. Дубинина, Д.Н. Мир вокруг меня: учебно-метод. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования, родителей / Д.Н. Дубинина. – Минск: НИО, 2012.
  9. Дубініна, Дз.М. Свет вакол мяне: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшай ступені (ад 5 да 6 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі / Дз.М. Дубініна. – Мінск: НІА, Аверсэв, 2012.\

 

В дошкольном учреждении проходят многочисленные мероприятия по воспитанию у детей патриотических чувств,любви к Родине.

Здесь представлены фрагменты занятий.

СМhttps://disk.yandex.by/i/ow_Hb_3SlsEjY "Письмо о Беларуси".

 

История в лицах.

https://ds52.brestgoo.gov.by/историятрадициидостижения-учреждения-образования

сIMG_20230131_105930 1

 

"Беларуская хатка"

 

       Мини - музей "Беларуская хатка " в нашем учреждении дошкольного образования создан для ознакомления воспитанников с культурой и бытом белорусского крестьянства и ,исходя из того, что в возрасте 5-7 лет для детей важно показать определенные примеры и наглядность, что является мощным средством воздействия. Экспонаты музея собирали вместе с детьми, родителями и педагогами. В основном экспонаты были привезены из деревень Брестской области, где живут родные некоторых сотрудников яслей - сада и родителей. Это были разные старинные предметы: горшочки для приготовления еды, прялка, утюг, сельскохозяйственные инструменты для труда. Мини - музей "Беларуская хатка" постоянно пополняется.

Мини - музей "Беларуская хатка " в нашем учреждении дошкольного образования создан для ознакомления воспитанников с культурой и бытом белорусского крестьянства и ,исходя из того, что в возрасте 5-7 лет  для детей важно показать определенные примеры и наглядность, что является мощным средством воздействия. Экспонаты музея собирали вместе с детьми, родителями и педагогами. В основном экспонаты были привезены из деревень Минской области, где живут родные некоторых сотрудников яслей - сада и родителей. Это были разные старинные предметы:  горшочки для приготовления еды, прялка, утюг, сельскохозяйственные инструменты для труда. Мини - музей "Беларуская хатка" постоянно пополняется.

IMG_20220217_094026_ 10HDR

https://ds52.brestgoo.gov.by/фотогалерея

свернуть

Консультация для педагогов на тему «Содержание работы по патриотическому воспитанию дошкольников в разных возрастных группах УДО»

2024

 

Консультация для педагогов на тему

«Содержание работы по патриотическому воспитанию дошкольников

в разных возрастных группах »

Патриотическое воспитание в учреждении дошкольного образования основывается на планомерной и последовательной передаче ребёнку исторического и социального опыта белорусского народа, воспитании уважения к государственным символам страны.

         Интерес воспитанников к изучению объёмного материала в значительной мере зависит от содержания образовательного процесса. При его планировании вместе с традиционными подходами надо учитывать педагогические идеи предыдущих поколений, в основе которых — культ человека, высокой морали, красоты и доброты. Всё это усиливает эмоционально-­познавательные впечатления ребёнка, дополнительно мотивирует его к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, приобщению к белорусской культуре. Патриотические качества характерны только человеку. Чем выше уровень овладения ими, тем выше степень познания социума, потребность в его обогащении результатами своих знаний и труда.

   Цель патриотического воспитания дошкольников — формирование первоначальных представлений о родном крае и уважительного к нему отношения, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности и трудолюбия, сопричастности к современным событиям, приобщение к национальным ценностям и культурным традициям.

   Задачи патриотического воспитания определены в учебной программе дошкольного образования, а направления конкретизируются следующим тематическим содержанием.

 История Беларуси: возникновение и развитие.

Задача: формировать первоначальные представления и элементарные понятия об истории белорусского народа.

Содержание:

- природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа Беларуси;

- национальный язык и его ценность; 

- национальная архитектура: жилые поселения (хутор, село, местечко, город); архитектура зданий;

- сведения из истории семьи и страны: быт предков, родословная, памятные места столицы, события Великой отечественной войны, защитники отечества.

     В результате познания своей национальной истории у детей дошкольного возраста успешнее формируются положительные взаимоотношения с родными, близкими и окружающими людьми, потребность использовать полученные знания в разных видах деятельности. к основным новообразованиям в этом направлении могут быть отнесены: патриотическое сознание (знания и представления о родном крае) и национальное самосознание (осознание своей национальной принадлежности).

Символы Беларуси.

Задачи: воспитывать гордость и уважение к государственным символам; формиро­вать представления о значении государственных герба, флага и гимна.

Содержание:

- символы государства: предназначение современных герба, флага и гимна; описание герба и флага; музыка и текст Государ­ственного гимна Республики Беларусь;

- природные символы страны: животные, птицы, деревья, цветы, которые характерны для Беларуси (сосна, зубр, аист, цветки льна, клевера, василька).

     Сущность данного направления состоит в том, что личность формируется как член общества, к которому она принадлежит. Для детей дошкольного возраста патриотические чувства связаны с дифференциацией основных государственных символов, наличием представлений об их ценности, характером чувств и отношений к государственной символике.

Достопримечательности Беларуси.

Задачи: развивать любознательность к месту или объекту, которые являются историческим наследием, архитектурной ценностью в своем поселке или городе, столице страны; расширять знания о том, как живут, трудятся и отдыхают люди в Беларуси.

Содержание:

- исторические памятники: храмы, монастыри, замки, дворцы, крепости, усадебно­парковые комплексы;

- архитектурные сооружения: памятники, музеи, театры, библиотеки, стадионы, мосты;

- природные богатства: ботанический сад, национальные парки, леса, заповедники, реки, озера;

- ведущие отрасли производства, промышленности, сельского хозяйства: заводы, фабрики;

- места для отдыха и развлечений: кинотеатр, парк, зоопарк, дельфинарий;

- национальная кухня: продукты питания, ежедневные и праздничные блюда белорусов, напитки.

     Направление ускоряет процесс взаимодействия детей с культурно-исторической средой, адаптации к ней и самореа­лизации с учётом индивидуаль­ных возможностей.

Государственные и народ­ные праздники.

Задачи: учить осознавать торжественность государственных праздников; формировать культуру уважительного отношения к национальным традициям и обрядам, сопричастность к со­временным событиям.

Содержание:

- государственные празднии: День конституции, День Победы, День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь;

- национальные праздники: Рождество, Коляды, Масленица, Пасха, Радуница, Благовещение, Купалье, Дожинки, День памяти.

     В ходе реализации данного направления у детей дошколь­ного возраста формируются личностные качества: эмо­циональная отзывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность. У них быстрее проявляются положительное отношение к родным, близ­ким и окружающим людям, потребность использовать на­копленные эмоционально­ прочувствованные знания в творческой деятельности.

Люди, прославившие Бе­ларусь.

Задачи: воспитывать уваже­ние к просветителям, нацио­нальным героям, Президенту Республики Беларусь, деятелям науки и искусства, космонавтам, спортсменам и другим людям, прославившим нашу родину; формировать чувство гордости за их достижения.

Содержание:

- защитники отечества;

- исторические личности;

- достижения граждан страны в труде, спорте, науке, искус­стве.

     Содержательный компонент направления охватывает познавательную сферу, которая связана с осознанием своего отношения к богатому историческому наследию и современным достижениям народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей ментальности. к основным чертам менталитета белорусов относят толерантность, доброжелательность, гостеприимство, добродушие, щедрость, сообразительность, поэтичность души и другие положительные качества.

Народные промыслы и искусство.

Задачи: расширять знания о культуре страны, приобщать детей ко всем видам национального искусства; развивать интерес к созданию предметов рукотворно­го мира и обогащению предметной ­развивающей среды учреждения дошкольного образования; развивать умение осознавать себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем).

Содержание:

- народные промыслы: ткачество; гончарство; токарное ремесло; изготовление мебели;

-  народная медицина: использование продуктов питания в лечебных целях;

- декоративно-прикладное искусство: ткачество, вышивка, художественное украшение рушников, их предназначение; изделия из соломы, льна, под­готовка материала, украшение изделий; керамика и её виды, изделия из глины, процесс лепки; изделия из дерева, лозы, бересты;

-  изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, фотоискусство.

     Содержательный спектр направления очень широкий и включает все составляющие национального искусства. В нём объединены практически все представления человека о своей нации: исторические, языковые, культурные, эсте­тические. Предполагается активное познание окружающего мира: природного и предметно­го; своего «Я»; формирование у детей осознания принадлежности к белорусской культуре и искусству.

Белорусское народное творчество.

Задачи: формировать готовность ребёнка дошкольного возраста к участию в творческой деятельности, народном кукольном театре, исполнении народных танцев, песен, игр; развивать гуманное отношение ко всему живому, потребность в познании природы и бережном отношении к ней.

Содержание:

- белорусский народный фольклор: колыбельные, потешки, поговорки, считалки, песни, загадки, сказки, легенды, басни, игры;

- белорусские народные музыка и танцы; белорусские народные инструменты (жалейка, лира и др.); хороводы;

- народные детские игры в далёкие времена и в современной жизни, их примеры; народные праздники и игры;

- народный кукольный театр: оформление Батлейки (аппликация соломкой; вытинанка; художественная роспись; резьба; вышивка); кукольные образы, вождение кукол; спектакль (показ, участие);

- белорусский народный этикет: приветствие, обращение к человеку; культура речи, её чистота и красота; поведение за столом; уважение к старшим;

- народные национальные ко­стюмы: материал, элементы, художественное оформление, способ ношения частей костюма.

     Содержание направления отражает характерные для нации действия и поступки, нормы поведения, методы и приёмы творческой деятельности, ис­полнения народных танцев, песен, игр, формы выражения чувств.

Содержание патриотического воспитания дошкольников реализуется в ходе трёхэтапного познавательного процесса: узнавание, понимание, осознание. На протяжении одного учебного года каждое из семи направлений постепенно проходит через все образовательные области: от младшей до старшей группы содержание каждого направления обогащается, т.к. решаются задачи не только патриотического, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания, а также применяются различные его средства и методы.

Результативность патриотического воспитания дошкольников определяется с учётом содержания работы педагога и достижений его воспитанников.

 

свернуть

Города Беларуси. Брест

2024

       Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

https://youtu.be/ZsdCuaGVW5U

  

Я - беларус

Я — беларус, я нарадзiўся
На гэтай казачнай зямлi,

Дзе мiж лясоў i пушчаў дзiкiх

Адвеку прашчуры жылi.

Я — беларус, я ганаруся,

Што маю гэтае iмя:

Аб добрай славе Беларусi

У свеце знаюць нездарма!

Я — беларус, i я шчаслiвы,

Што мацi мову мне дала,

Што родных песень пералiвы

I зблiзку чую, i здаля.

Я — беларус, i хоць сягоння

Яшчэ малы, але скажу:

Я родам з племя непакорных

I прад бядой не задрыжу!..

                                   Н.Гілевіч

 

 

https://mrb.uma.by МАЯ РАДЗIМА — БЕЛАРУСЬ

https://youtu.be/oGWGiambBx8 Презентационный ролик о Беларуси

https://ok.ru/video/18458872492 Мой Минск

 

свернуть

Беларускі нацыянальны касцюм

2024

 

Белару́скі нацыяна́льны касцю́м — комплексы адзення, абутку і аксесуараў, якія склаліся на працягу стагоддзяў для выкарыстання беларусамі ў штодзённым і святочным ужытку. Нацыянальны касцюм мае надзвычай высокую культурную каштоўнасць і з'яўляецца адным з этнічных атрыбутаў беларускага народа.

Нeaд’eмнaй, caмaбытнaй чacткaй нaцыянaльнaй кyльтypы Бeлapyci з’яўляeццa тpaдыцыйнae нapoднae aдзeннe. Янo нe тoлькi axoўвaлa чaлaвeкa aд нeпaгaдзi. У aдзeннi знaxoдзiлi aдлюcтpaвaннe пpaктычны вoпыт i эcтэтычныя iдэaлы нapoдa, дyxoўны cвeт людзeй. Кacцюм пepшacнa вызнaчae нaцыянaльнyю пpынaлeжнacць чaлaвeкa. Пa кaмпaзiцыйныx чacткax кacцюмa мoжнa дaвeдaццa, aдкyль чaлaвeк poдaм, якoe cямeйнae cтaнoвiшчa, yзpocт i poд зaняткaў.    

Нapoдны кacцюм – caмaбытны элeмeнт кyльтypы. Стыль i вoбpaз нapoднaгa кacцюмa фapмipaвaлicя нa пpaцягy cтaгoддзяў. Аcaблiвaй гapмaнiчнacцю i дacкaнaлacцю вызнaчaeццa жaнoчы кacцюм. Жaнoчae i дзявoчae aдзeннe cклaдaлacя з кaшyлi, бeзpyкaўкi, cпaднiцы, фapтyшкa i пoяca. Жaнoчыя кaшyлi тpaдыцыйнa шылicя з iльняныx ткaнiн. Сacтaўнoй чacткaй жaнoчaгa кacцюмa былa бeзpyкaўкa, якaя aпpaнaлacя пaвepx кaшyлi. Бeзpyкaўкa мeлa шмaт нaзвaў: кaмiзэлькa, шнypoўкa, кaбaт i iншыя. Пaшытaя з фaбpычныx мaтэpыялaў бeзpyкaўкa з’яўлялacя дaвoлi дapaгoй pэччy. Спaднiцa, якaя шылacя з дaмaткaнaгa aднaтoннaгa cyкнa, нaзывaлacя aндapaк. Пaвepx cпaднiцы ў бeлapycкiм нapoдным кacцюмe з дaўнix чacoў нaдзявaўcя фapтyx. Рoзнaкaляpoвыя i бeлыя фapтyшкi – нeaд’eмнaя чacткa тpaдыцыйнaгa aдзeння. Фapтyx выкoнвaў нe тoлькi пpaктычныя, aлe i дэкapaтыўныя фyнкцыi.    

Гaлaўныя ўбopы i пpычocкi нaдaвaлi нapoднaмy кacцюмy зaвepшaнacць i cвятoчнacць. З дaўнix чacoў яны aдлюcтpoўвaлi cямeйнae cтaнoвiшчa жaнчыны цi дзяўчыны. Тpaдыцыйнa дзяўчaты нe зaкpывaлi вaлacы. Жaнчыны xaвaлi ix пaд гaлaўныя ўбopы. Нeпaкpытыя вaлacы лiчылicя ў бeлapycaў, як i вa ўcix cлaвянcкix нapoдaў, ciмвaлaм дзявoцтвa. Жaнoчae aдзeннe бeлapycaк дaпaўнялa вялiкaя кoлькacць poзныx вiдaў yпpыгoжвaнняў. Узopы, вышыўкa, кapyнкi apгaнiчнa ўвaxoдзiлi ў фaктypy aдзeння. Акpaмя гэтaгa, icнaвaлi яшчэ здымныя ўпpыгoжaннi – paзнacтaйныя пaцepкi, пяpcцёнкi, зaвyшнiцы.   

Мyжчынcкae aдзeннe мeнш paзнacтaйнae зa жaнoчae. Мyжчынcкi кacцюм cклaдaўcя з пaдпяpaзaнaй кaшyлi, нaгaвiц, iншы paз i з кaмiзэлькi. Нeaбxoдным элeмeнтaм тpaдыцыйнaгa мyжчынcкaгa кacцюмa з’яўлялicя кaшyлi цi capoчкi. Сapoчкa мeлa нiзкi кaўнep цi шылacя бeз кaўняpa, кaшyля мeлa aдклaдны кaўнep i paзpэз. Святoчныя кaшyлi звычaйнa шылi з тoнкaгa бeлaгa кyжaлю, paбoчыя – з бoльш гpyбaгa льнянoгa пaлaтнa. Дa мyжчынcкaй кaшyлi aбaвязкoвa дaдaвaўcя ткaны aбo cкypaны пoяc.    

Гaлaўныя ўбopы з’яўлялicя вaжнaй чacткaй aгyльнaгa кoмплeкcy нapoднaгa aдзeння бeлapycaў. Мyжчынcкiя гaлaўныя ўбopы былi вeльмi paзнacтaйнымi пa фopмe, y якacцi acнoўныx мaтэpыялaў для ix выpaбy выкapыcтoўвaлicя фyтpa, вoўнa, caлoмa. Нaйбoльш pacпaўcюджaным гaлaўным yбopaм былa мaгepкa – кpyглaя выcoкaя мyжчынcкaя шaпкa. Шыpoкae pacпaўcюджaннe aтpымaлi бpылi i кaпeлюшы. Нa Бeлapyci тыпoвыя былi aўчынныя шaпкi, якiя звычaйнa нaciлi зiмoй. Фyтpaвыя шaпкi з вyшaмi чacцeй нaзывaлicя aблaвyxaмi. У якacцi лeтнягa гaлaўнoгa ўбopy мeлi пaшыpэннe кaпeлюшы, плeцeныя з жытняй aбo пшaнiчнaй caлoмы.   

Вaжным элeмeнтaм жaнoчaгa i мyжчынcкaгa aдзeння з’яўляўcя пoяc, якi выкoнвaў нeкaлькi фyнкцый. Пaяcaмi пaдпяpэзвaлacя нiжняe i вepxняe aдзeннe. Дa ix пpывeшвaлicя poзныя нeвялiкiя pэчы. Выкoнвaлi яны i aбpaдaвyю фyнкцыю. Пoяc мyжчын выcтyпaў нe тoлькi дэкapaтыўнaй чacткaй кacцюмa. З’яўлeннe бeз пoяca нa людзяx лiчылacя нeпpыcтoйным. Пaяcы вызнaчaюццa paзнacтaйнacцю тэxнiк выpaбy. Іx вiлi, плялi, ткaлi i вязaлi. У нeкaтopыx мяcцiнax шыpoкiя, яpкix кoлepaў пaяcы нaciлi жaнaтыя мyжчыны. Мaлaдыя xлoпцы пaдпяpэзвaлicя тoлькi вyзкiмi пaяcaмi блeдныx кoлepaў. Скypaныя пaяcы нaciлi пepaвaжнa мyжчыны. Тpaдыцыi, звязaныя з пaяcaмi, былi вeльмi ўcтoйлiвыя. Яны aдыгpывaлi знaчнyю poлю ў aбpaдax.

Вылучаюць 3 разнавіднасці беларускага нацыянальнага касцюма (у адпаведнасці з сацыяльнай прыналежнасцю):

  • Сялянскі;
  • Мяшчанскі;
  • Шляхецкі.

Беларускі сялянскі мае глыбокія гістарычныя карані і захаваў шмат архаічных рыс. Спалучаючы ў сабе практычнасць і эстэтычнасць, ён з'яўляўся і з'яўляецца значна большай рэччу, чым проста адзеннем ці нават мастацкім творам. Сялянскі касцюм беларусаў адлюстроўваў мясцовыя традыцыі, патрэбы і сацыяльны статус прадстаўнікоў беларускага народа, светапогляд майстроў, якія яго выраблялі, а ў дэкаратыўным арнаменце часам чытаюцца цэлыя змястоўныя гісторыі. Звычайна менавіта сялянскі касцюм маюць на ўвазе, калі вядуць гаворку пра нацыянальны касцюм беларусаў увогуле.

Мяшчанскі і шляхецкі нацыянальныя касцюмы ўпісваюцца ў агульнаеўрапейскія модныя тэндэнцыі, але пры гэтым маюць у сабе вялікую колькасць нацыянальных асаблівасцей, што дазваляе лічыць іх за разнавіднасці беларускага нацыянальнага касцюма.

 

свернуть

Таямніцы беларускага арнаменту

2024
Пра што расказваюць узоры
развернуть

 

Белорусский орнамент для детей старшего дошкольного возраста

Орнамент в дошкольном возрасте
Орнамент в дошкольном возрасте

Белорусский орнамент
Белорусский орнамент

Славянский орнамент Берегиня
Славянский орнамент Берегиня

Белорусская вышивка крестом народная
Белорусская вышивка крестом народная

Орнамент на флаге Беларуси
Орнамент на флаге Беларуси

Традиционный белорусский орнамент
Традиционный белорусский орнамент

Тату Белорусские узоры и орнаменты
Тату Белорусские узоры и орнаменты

Удмуртский национальный узор
Удмуртский национальный узор

Белорусский орнамент Восьмирог
Белорусский орнамент Восьмирог

Символика славянских орнаментов
Символика славянских орнаментов

Белорусский народный орнамент 1953
Белорусский народный орнамент 1953

Белорусский нац орнамент
Белорусский нац орнамент

Узоры для Счетной вышивки
Узоры для Счетной вышивки

Белорусский орнамент энергия
Белорусский орнамент энергия

Белорусский орнамент
Белорусский орнамент

Мордовская Национальная вышивка
Мордовская Национальная вышивка

Символы в орнаменте
Символы в орнаменте

Белорусский орнамент
Белорусский орнамент

Белорусский узор
Белорусский узор

Удмуртский орнамент толэзе
Удмуртский орнамент толэзе

Декоративный узор для средней группы
Декоративный узор для средней группы

Белорусский народный орнамент 1953
Белорусский народный орнамент 1953

Belarus pattern vector
Belarus pattern vector

Белорусский орнамент Ярило
Белорусский орнамент Ярило

Орнамент Беларуси
Орнамент Беларуси

Чувашские узоры раскраска
Чувашские узоры раскраска

Орнамент русской вышивки
Орнамент русской вышивки

Узоры Латвия вектор
Узоры Латвия вектор

Древние славянские орнаменты
Древние славянские орнаменты

Белорусский национальный орнамент
Белорусский национальный орнамент

Беларусь орнамент вектор
Беларусь орнамент вектор

Белорусский рушник вектор
Белорусский рушник вектор

Таямніцы беларускага арнаменту 

Народнае мастацтва беларусі, якое вызначаецца найперш самабытнасцю, вобразнасцю, найбольш яскрава праявілася ў ткацтве і вышыўцы. Больш таго, не будзе перабольшаванне казаць, што ручнікі, абрусы, посцілкі – гэта своеасаблівая аповесць пра жыццё народа, яго шчасце, працу і спадзяванні.

                   Пра што расказваюць узоры

            Народнае мастацкае ткацтва – адзін з самых пашыраных відаў народнага выяўленчага мастацтва. Але было б зусім няправільна ацэньваць яго толькі з пазіцыіі прыгажосці, арыгінальнасці арнаментыкі, каларыту. Кожны ўзор – гэта сімвал – ураджаю, працы, шчасця, святаў, павагі да продкаў, кахання, любві.

            Беларускі арнамент захаваў у сабе старажытную язычніцкую культуру і міфалогію. Шматлікія ўзоры прысвечаныя беларускім язычніцкім багам – Ярыле, Ладзе, Жыжалю, Маці-Зямлі. Калі вышывальшчыца ці ткачыха аздабляла такімі ўзорамі сваю працу – гэта азначала тое, што яна звярталася за дапамогай да гэтых багоў. Былі таксама арнаменты прысвечаныя і святам такім, як Купалле, Каляды, Дзяды і іншыя. Цікава, яшчэ і тое, што ва ўяўленнях беларусаў гэта не пярэчыла хрысціянскай веры. Рушнік з такім арнаментам мог быць ахвяраваны ў царкву і ёю прыняты.

                 Асноўныя матывы

             У беласкім арнаменце можна вылучыць некалькі асноўных матываў.

Вобразы ўраджаю і ўрадлівасці. Галоўнай крыніцай існавання людзей на зямлі былі жывёлагадоўля і земляробства. Іх адлюстраванне – сімвал багацця і дабрабыту. Тут мы знойдзем вобраз Ярылы-Юрая, бога ўрадлівасці і жыццёвых сіл прыроды, якога прасілі аб добрым ураджаі ці ягонага хрысціянскага двайніка Юрыя. вобразы Жыценя, Жытняй бабы, Спарыша, Рая, Багача (ці дажынкавага снопу), Палявіка, Дажджа, Вялікага Сонца, Маці Зямлі-Карміцелькі, і канешне, Хлеба, як сімвалу дастатка і дабрабыту.

вобраз Сонцавобраз Зямлі-Карміцелькі

 вобраз Ярылы-Юрая

Вобразы маці. У тканым і вышываным арнаментах вобраз Маці сустракаецца ў трох варыянтах: у выглядзе жаночай фігуры, у выглядзе абмаляванай гірляндаю зоркі і у выглядзе схематычнага дрэва. Нярэдка вобраз суправаджаўся сімваламі сонца, месяца, агню, ветру, што падкрэслівала раўназначнасць гэтых вобразаў.

  вобраз Маці-Радзіцельніцы  вобраз Агню

Вобразы роднай Беларусі. Звычайна гэта быў узор скампанаваны з квадратаў і кругоў, што сімвалізавала сонца і зямлю. Існавалі таксама матывы ракі (папярэчныя палосы, якія нагадваюць рабізну на вадзе), вады (быццам кругі на вадзе, але складзеныя з прамавугольных кірпічыкаў), лесу, дубровы (звычайна некалькі радоў пазнальных матываў магутных дрэваў), поле, лугу (кветкі ўсіх магчымых колераў), жывёлаў, птушак.

                 вобраз Роднай Беларусівобраз Дрэва  

                вобраз Крыніцы   вобраз Палёу

Вобразы святаў. Вялікдзень, Купалле, Каляды, Масленіца і шмат іншых святаў знайшлі сваё адлюстраванне ў арнаментах. Выкарыстанне ручнікоў, абрусаў і іншых твораў у такія дні з такімі ўзорамі было звязана з магіяй, адмысловымі рытуаламі.

Вобразы яднання песень і кветак, мелодыі і арнаменту. Гэтыя дзіўныя на першы погляд вобразы звязаныя з любоўю беларусаў да песень і музыкі, са звычкай пець пад час працы і адпачынку. Часцей за ўсё майстрыхі звязвалі вобраз музыкі з рознымі карункавымі вырабамі ці з выявалі кветак і птушак.

вобраз Песні

Вобразы язычніцкай міфалогіі. Галоўныя вобразы тут – Бог Сонца і Багіня Маці-Зямля, бо яны нарадзілі людзей і ўсю прыроду, па вераваннях старажытных славянаў. Але не былі забытыя і іншыя богі і увасабленні прыроды, такія як Дамавік, Палявік, Вадзянік, Лесавік.

Вобразы кахання. Тут былі сумныя вобразы жаночай долі, русалкі (апошняя досыць умоўная ўвыглядзе букета кветак) і даволі гарэзлівыя вобразы фізічнай блізкасці мужчыны і жанчыны. Распаўсюджаным арнаментам была дзяучына з поднятымі рукамі, якая трымае каласы і кветкі – Лада, багіня кахання і прыгажосці.

                                 вобраз Кахання

Вобразы чалавека, сям’і, дзяржавы. Сімвал чалавека васьміканцовая зорка – адзін з самых пашыраных сімвалаў у беларусаў. Бярозка ці рабіна – вобраз дзяўчыны, клён (явар) – хлопца. Сям’я – чатыры крыжападобна спалучаныя разеткі, нярэдка ў арнаментальнай аблямоўцы.

 вобраз Моцнай Дзяржавы, Сям'івобраз Чалавека

Вобразы веры. Перш за ўсё гэта сімвалы продкаў. На Беларусі заўсёды шанавалі дзядоў, перад памерлымі не было страху, пабачыць іх у сне не лічылася дрэннай прыкметай – наадварот – у іх прасілі дапамогі, рады, іх запрашалі на сямейныя святы. Сімвал агульнага продка – два перакрыжаваных прамавугольніка, унутры – маленькі крыжык. Сімвал роднага дзеда – крыж з чатырох квадратаў. Акрамя гэтых сімвалаў у арнаментах беларусаў можна знайсці ўзоры душы (васьміканцовая разетка са скругленымі канцамі), узоры гаданняў, мараў, надзей.

 Народнае мастацтва беларусі, якое вызначаецца найперш самабытнасцю, вобразнасцю, найбольш яскрава праявілася ў ткацтве і вышыўцы. Больш таго, не будзе перабольшаванне казаць, што ручнікі, абрусы, посцілкі – гэта своеасаблівая аповесць пра жыццё народа, яго шчасце, працу і спадзяванні

 

свернуть